Фишка в том, что Шерлок Холмс нашел и полностью реализовал самый простой путь к могуществу: он делает то, к чему имеет способности и склонности, делает это очень хорошо, с наслаждением и полной самоотдачей, постоянно совершенствует себя как инструмент делания, захвачен своим деланием полностью, а все остальное его вообще не парит. Человеческая жизнь с ее маленькими радостями и большими проблемами для Холмса - только способ как-то перетерпеть мучительную паузу между делами. Единственный недостаток его работы - зависимость от внешних факторов, то есть, если реальность не даст Холмсу повод действовать, он будет вынужден сидеть сложа руки и ждать. Ожидание для него, как мы помним, чрезвычайно мучительно, в этом месте читатель получает прекрасный повод пожалеть Холмса; в то же время всякий читатель знает (но мало кто признается себе): для подавляющего большинства людей вся жизнь - вот такая бесконечная, бессмысленная пауза, ожидание возможности включиться в игру и заработать на полную мощность - возможности, которой, скорее всего, не будет, потому что для них игра еще не начиналась и, с большой вероятностью, не начнется никогда.
Так вот, в процессе чтения, проецируя на себя образ Холмса, читатель может хотя бы отчасти почувствовать, как это бывает. Какое счастье быть совершенным инструментом в руке Немыслимого, быть на своем месте, быть в точности тем, чем ты являешься - и ничем иным. Как от этого прет. Как звенит реальность соприкасаясь с кончиками твоих пальцев, когда ты не имеешь силу, но сам и есть - сила, а что же еще.
На страницах рассказов о Шерлоке Холмсе нет места чудесам - в том смысле, что любое "мистическое", на первый взгляд, происшествие непременно находит рациональное объяснение. Нет, надо было сказать иначе: в историях о Холмсе нет места так называемым чудесам, зато все эти истории - непрерывный отчет о подлинном чуде, причем доступном (теоретически) каждому.
А все остальное неважно.
(с)chingizid