Два человека. Две страны в состоянии войны. Одна истина, но в чем она?
Имеет ли все на свете причину и смысл или нет? Вопрос о строении вселенной внезапно становится насущным, жизненно важным прямо сейчас. Если ничто не происходит без причины, значит, мы уверены в том, что уже знаем истину, значит, не нужно выбора, значит, мы легко найдем виновных в том, что в этой войне гибнут наши сыновья и любимые.
А если нет?
Мой любимый момент -
спойлердиалог сэра Оливера и Эддингтона, после того, как последний отказывается голосовать против исключения всех немцев из Британского астрономического общества. Они спорят, и каким-то образом личное и общее в их споре подменяет одно другое, становится одно другим. Сэру Оливеру, потерявшему сына при Ипре, нужно, чтобы прав оказался Ньютон, а не Эйнштейн, не только потому, что первый англичанин, а второй немец, но и потому, что Ньютон нашел место для первопричины в своей концепции, и "благодаря Ньютону все обрело смысл", основание, законность, а Эйнштейн хочет лишить нас всего этого, выбить почву из по ног, не предлагая ничего взамен. Если ньютоновская теория гравитации не объясняет всего, то что? если не немецкие ученые убили моего сына, то кто? Для него это один и тот же вопрос.
- Когда же ты поймешь? Ничего не происходит без причины!
- Ипр.
- Не смей произносить это название. Что ты знаешь про Ипр? Что ты знаешь о горе?
Моральное преимущество за Эддингтоном, для которого истина выше личного, который смотрит на происходящее открытыми глазами, - но он не может этого показать, не может использовать свое собственное горе как аргумент, не обнаружив свой "неназываемый порок"... Как справедливо заметила
treeckster, этот фильм заставляет сидеть, прижав к себе колени, и серьезно переживать, удастся ли подтвердить Общую теорию относительности или нет?
Не буду спойлерить.
Теннант. Пикспам.