Совершенно безумная интерпретация "Мастера и Маргариты" от г-на Микушевича, нашего преподавателя. Тут дело не в том, согласна я с ней или нет. Все это страшно спорно, и я даже не знаю, оригинально ли) Но вот просто... Он на лекциях занимается тем, что вытаскивает нам мозг через уши, выворачивает наизнанку и засовывает обратно. Я чувствую себя Айсом, если вы понимаете, о чем я))
Попробую пересказать по памяти, хотя, боюсь, половину по дороге потеряю... Даже наверняка.
Все обычно забывают, что фраза, замыленная и заезженная - "рукописи не горят" - сказана вообще-то дьяволом. Это придает ей особый смысл. Потому что ну ведь горят рукописи. И роман Мастера - тому подтверждение. То, что якобы восстанавливает Воланд на самом деле недоступно для чтения. Это дьявольская издевка. Роман, собственно, сожжен. Но что за роман? О чем он был? Что в этом романе произошло на самом деле? "Мастер и Маргарита" начинается с того, что Берлиоз дает задание Ивану Бездомному написать роман о том, чего никогда не было. О том, как Иисуса Христа не было. Вот злой Иисус ему нехорош, никакой ему не нужен. Ему нужен рассказ о том, чего никогда не было... Возможно ли вообще написать нечто подобное? И что в романе вообще было, а чего не было? В этом основной вопрос "Мастера и Маргариты". Дон Кихот сошел с ума, пытаясь разрешить его.
Теперь такой провокационный вопрос - есть ли в романе Бог, как действующее лицо? Не в "булгаковской Москве" точно. Это верно. Есть Иешуа, философ, который считает всех добрыми людьми, который в Иерусалим зашел тихо и незаметно, за которым ходит только Левий Матфей и записывает. Причем неправильно. Скажите, если бы действовал такой Иешуа, а не библейский Иисус, возникло бы христианство? ...Есть такая работа, очень интересная, Булгаков должен был быть с ней знаком. Там писатель и историк пытался вычленить из Евангелия личность реально существовавшего человека. Вот такой человек и есть Иешуа. Тот, о котором перснаж "Бесов" скажет, что если был такой лучший человек на земле и он умер, то жизнь - бессмысленна. А это значит, что Мастер написал Иисуса Христа, которого не было. Иешуа - умер, и мир не имеет смысла, и все - настолько зло, что даже Воланд не может быть хуже, чем окружающее. Потому он - справедливость. Но этот роман пишет Мастер. Он измыслил подобный мир, и он с этим проигрывает, потому что теряет имя. Становится просто Мастер. Причем ведь это слово до революции не применялось к поэтам и писателям, о таком помыслить не могли, как это поэт - мастер... Не могло быть творца-мастера, это советское слово, "без божества, без вдохновенья". Слово подразумевает ремесленничество. А Мастер - именно Мастер, и все. Мандельштам, например, ненавидел, когда его так называли. А после ареста Мандельштама, одному из его знакомых звонил Сталин и восклицал: "Но он же мастер, мастер?"
Что до Маргариты. Вот как вам кажется, она... Вы можете представить ее идущей в магазин, принимающей гостей? Она функция. Понимаете, она тоже написана Мастером. В конце какая-то женщина умирает в своем особняке. Это выпадает из повествования. Просто все, весь их роман был выдуман. Мастер увидел на улице женщину с желтыми цветами, но она не обернулась. И ничего не было. Опять встает вопрос, что происходило на самом деле, а что нет...
Сошедший с ума от невзгод Мастер всречается в психбольнице с Бездомным, повредившемся в рассудке после гибели Берлиоза. И тот роман, который мы в итоге читаем, есть результат этих ночных разговоров. Этого смешанного бреда. Иван обещает дописать роман Мастера и делает это по мере сил. Вписывая и свое. Его часть это Москва чиновников, Грибоедов, Берлиоз и другое... Мастер умирает. Бездомный выходит и больницы и продолжает роман. Записывает так, как запомнил по рассказам Мастера. Нельзя сказать, что он излечился от сумасшествия. Его жена "связана с тяжелобольным человеком".
Но вот эти разговоры в больнице - то самое. Единственное, что произошло в романе на самом деле. Остальное - фантасмогория больной фантазии.
А если Иисуса вообще не существовало?... И чем так библейский Иисус отличается от Иешуа? В принципе, он такой же и случилось с ним то же самое.
И тот роман, который мы в итоге читаем, есть результат этих ночных разговоров.
А как Бездомный узнал про то, что Мастер вновь встретился с Маргаритой, когда она вытащила его из больницы? Вымыслил?
А вообще профессор ваш жжет, это ж надо такое придумать)
Очень оригинально и интересно) И мне близка точка зрения о том, что это роман Воланда). В период моего детского увлечения сатанизмом Мастер и Маргорита была моей второй "настольной книгой" после Омена.
Касательно Христа - думаю это собирательный образ. И такого человека реально не было. Было несколько "апостолов", одного из которых публично казнили чтоб отчитаться перед Римом "о работе по наведению порядка в массах". И я абсолютно согласен, что такого человека (а лучше их всех) просто необходимо было казнить. И так же согласен, что такие люди гораздо опаснее Вараввы. Монотеистические секты - это настоящее зло. При политеизме не было такого беспредела и пренебрежения человеческой жизнью. Поскольку при политеизме все боги были максимально антропоморфны и каждый человек мог найти среди своих предков божественные начала. Причем не какие-то абстрактные, а вполне конкретные.
А что касается разного рода садизма, грязи, мрази и рабства - так все это существет и сейчас. И человеческие верования здесь абсолютно не причем. Всё зависит от уровня материального достатка и среды обитания. Ну, может быть, и не всё, но 90%. И гораздо хуже, если какая-то мразь паразитирует с развернутым знаменем и религиозными/идейными лозунгами. Чем если бы просто набил морду соседу или зарезал его собаку. Или наоборот.. зарезал соседа и побил собаку. Собаку кстати жаль гораздо больше... она не виновата в том, что люди идиоты.
К тому же, считать "ММ" смешанным бредом неинтересно.Что ж, получается весь Гоголь - кошмарный сон алкоголика? Этот подход все упрощает. Самый простой выход из анализа произведения. а мы ведь не ищем легких путей
Если все мнения абсолютно одинаковые.. здесь уже попахивает массовым гипнозом или чем-то психотропным....)))
Я не буду объяснять.
И я не думаю, что, даже если соглашаться с точкой зрения Микушевича, роман "сводится" к смешанному бреду. Роман с него начинается.
Mr Wonka
А где в этом тексте утверждение, что "МиМ" - роман Воланда?)
Что касается Христа, то я не горю желанием обсуждать, был Он или Его не было. Или - был он или его не было. Мне с эстетической или литературоведческой, что ли, точки зрения интересны построения Микушевича, который рассуждает со своей точки зрения. Вот и все. Я не собираюсь давать этому оценку.
И я больше чем уверена, что при политеизме был точно такой же беспредел, как при монотеизме.
И да, человека мне жалко больше.
Илэра
Ага, вымыслил. Или привиделось. Что самое забавное. от этого оно не перестает быть правдивым.
Наш профессор... Это его слушать надо. Сумасшедшая энергетика. Ты не сразу понимаешь, где подвох. А потом тебе уже все равно)
Allive
Лирическое отступление на семинаре.
А где в этом тексте утверждение, что "МиМ" - роман Воланда?)
Все обычно забывают, что фраза, замыленная и заезженная - "рукописи не горят" - сказана вообще-то дьяволом. и т.д. по тексту
Мне с эстетической или литературоведческой, что ли, точки зрения интересны построения Микушевича, который рассуждает со своей точки зрения. Вот и все. Я не собираюсь давать этому оценку.
Да и я не оцениваю его мнение) А просто высказываю своё и сравниваю
Так же как и не оцениваю твоё мнение.
И да, человека мне жалко больше.
Безусловно, абсолютно нормальная точка зрения
Это уметь надо
Неа...
а что это вы решили мне не объяснять? в смысле не почему, а что именно)))